Top.Mail.Ru

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов

Зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов

Систематика зарядных устройств для АКБ автомобиля весьма сложна. Встречаются модели как служащие для восполнения энергии батареи, так и способные заменить ее, обеспечивая запуск двигателя. Причем используется несколько технологий зарядки, отличающихся длительностью процесса и по-разному сказывающихся на АКБ. То есть тип и конструкция определяет характеристики и особенности применения. Выбор подзарядного устройства для аккумуляторной батареи определяется, прежде всего, назначением, условиями использования. По-разному реализовано управление: встречаются как автоматические, так и ручные УЗ с настройками напряжения и тока.

Зарядка постоянным током

Быстрейший режим восполнения энергии, негативно сказывающийся на аккумуляторе. Принцип работы зарядного устройства для аккумуляторов данного типа состоит в подаче постоянного тока в 10% от емкости батареи. Это максимальное приемлемое значение, так как ток большей силы может привести к быстрому износу аккумулятора из-за сульфатации пластин, а меньшей будет долго заряжать его. Однако и такая мощность вызывает отрицательный эффект на АКБ. Оптимальной считают силу тока в 5-10 % от емкости батареи.

Зарядка постоянным напряжением

Самый продолжительный и наиболее оптимальный способ зарядки. Принцип работы состоит в подаче постоянного тока и изменении напряжения в соответствии с оставшейся емкостью батареи. То есть весь процесс зарядки производится напряжением 12-13 В, а сила тока снижается пропорционально невосполненной доле энергии.

Это обеспечивает сохранение ресурса батареи, но зарядка на несколько часов длительнее, чем при использовании постоянного тока.

На основе этого такие зарядники рекомендуются подбирать для повседневного применения, но не подходят для быстрого восполнения энергии в экстренных ситуациях.

Комбинированный метод

Предполагает смену режимов в процессе зарядки: сначала используется постоянный ток, а по достижении 50-60% зарядник переключается на постоянное напряжение. Это компромиссный режим, менее губительный чем первый и более быстрый чем второй.

Зарядно-предпусковое устройство

Подают невысокий ток и напряжение, вследствие чего зарядка продолжительна, но для использования можно оставить АКБ в автомобиле. Для зарядки аккумулятора достаточно подсоединить устройство к клеммам и подключить к сети. Хотя существуют автономные модели, работающие по принципу пауэр бэнков.

К тому же предпусковые устройства отличаются возможностью кратковременной подачи тока повышенной силы. Эта функция рассчитана на значительно разряженные, долго неиспользуемые батареи и холодный запуск.

Такие устройства актуальны для новых автомобилей с большим количеством электроники, которые нежелательно полностью обесточивать. Также подходят для гаражей с проведенным электричеством.

Зарядники подразделяют на ручные, автоматические и интеллектуальные. Автоматические зарядные устройства самостоятельно выставляют силу тока в зависимости от емкости батареи, однако простейшие модели не имеют верньеров, контролирующих и регулирующих ток. Ручные зарядники требуют настройки пользователем под конкретный аккумулятор. Хотя это и менее удобный вариант, но более простой и надежный. Интеллектуальные модели – наиболее совершенные. Управление ими реализовано через процессор. Это позволяет выбирать режимы в зависимости от типа батареи, самостоятельно программировать их, выбирать скорость процесса и т. д. Однако для грамотного использования таких вариантов требуются некоторые знания относительно особенностей различных АКБ.

В любом случае процесс зарядки АКБ следует контролировать, так как превышение длительности может привести к вскипанию батареи, хотя и большинство устройств зарядных для АКБ автомобиля оснащено функцией автоматического отключения.

К тому же некоторые модели ЗУ оснащены режимом десульфатации, обеспечивающим восстановление полностью разряженного АКБ.

К достоинствам зарядно-предпусковых устройств относят компактность и небольшую массу, а также автоматический режим функционирования и автономность некоторых моделей.

Единственным недостатком считают трудоемкость или невозможность применения таких зарядников для аккумуляторов, разряженных полностью.

Они подходят для восстановления заряда с 50-60% (для 13 В батарей это 6-7 В).

Пуско-зарядное устройство

Эти зарядные устройства для аккумулятора отличаются значительно большей мощностью, благодаря чему способны выступать в роли как зарядника, так и пускового устройства. В последнем случаи клеммы подключают вместо аккумулятора к заряднику, который осуществляет кратковременную подачу тока в 80-100 А. Зарядка батареи осуществляется в дальнейшем от генератора. К тому же эти зарядные устройства могут восстановить аккумулятор. Для этого необходимо отсоединить последнее от бортовой сети.

Также бывают как ручные, так и автоматические модели. Автономные варианты отсутствуют.

Достоинствами пуско-зарядных устройств считают расширенную функциональность, включающую возможность как частичной, так и полной зарядки АКБ и способность обеспечивать запуск двигателя. То есть это универсальные, многофункциональные зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов.

К недостаткам данного вида зарядных устройств относят значительные габариты и массу, высокую стоимость, отсутствие автономности.

К тому же ввиду высокой мощности пуско-зарядные модели необходимо применять осторожно, строго в соответствии с инструкцией.

Выделяют пусковые устройства. Они представляют собой аккумуляторы повышенной емкости, выдающие ток большой силы. Благодаря этому они обеспечивают запуск двигателя с полностью разряженной батареей. Относительно компактны для ручной переноски. Требуют предварительной зарядки для использования. Это профессиональное дорогостоящее оборудование, используемое в сервисах.

Защита от переполюсовки

Одна из дополнительных функций зарядных устройств для автомобильного аккумулятора. Актуальность объясняется возможность выхода из строя как батареи, так и зарядника при неправильном совмещении контактов и клемм.

Данная функция реализуется тремя способами.

  • На тиристоре. Данная схема работает за счет отбора примерно 2 В выходного напряжения, что обусловливает необходимость изменения выходных параметров. Ввиду этого на маломощных зарядниках на 6-7 В, например, для мотоциклетных батарей, она не используется.
  • На реле. Недостаток этой схемы состоит в ненадежности. Так, ввиду вторичного действия (для активации необходимо прохождение импульса) защита может не успеть сработать. К тому же она требует наличия какого-то количества энергии в АКБ.
  • На прямом транзисторе. Наиболее оптимальная разновидность, лишенная недостатков остальных типов.

Защита от короткого замыкания

Еще одна дополнительная функция зарядных устройств для автомобильных батарей. Предотвращает выход из строя зарядника от короткого замыкания вследствие неисправности сети или соединения клемм аккумулятора. Реализована путем размыкания выходной сети посредством реле или автоматических выключателях. Второй вариант более предпочтителен из-за низкой скорости срабатывания реле.

Видео о зарядных устройствах для акб

 

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Adblock
detector