Содержание
Принцип действия аккумулятора
В свинцово-кислотном аккумуляторе в токообразующих процессах участвуют:
- диоксид свинца PbO2 (окислитель) положительного электрода;
- губчатый свинец Pb (восстановитель) отрицательного электрода;
- электролит — водный раствор серной кислоты (H2SO4).
Принцип работы свинцово-кислотного аккумулятора
При подключении потребителя происходит разложение серной кислоты и образование воды. На положительном и отрицательном электродах образуется сульфат свинца (PbSO4).
Процесс разряда аккумулятора
При подключении источника происходит восстановление губчатого свинца на отрицательном электроде, диоксида свинца – на положительном электроде и серной кислоты в электролите.
Процесс заряда аккумулятора
Химическая реакция, протекающая в аккумуляторе описывается следующим уравнением:
Устройство аккумулятора
В колонке слева — примерные виды аккумуляторов для автомобилей различных типов
Полярность. На отечественных автомобилях «плюс» располагают слева, а «минус» — справа. Такую полярность именуют прямой. На европейских и большинстве азиатских машин всё наоборот, отсюда и термин «обратная полярность». У американцев встречаются оба типа, причем преобладает второй.
Клеммы. На европейских и азиатских машинах они отличаются друг от друга размерами. Причем «+» и «-» во избежание ошибок при подключении имеют разный диаметр.
Российский ГОСТ 0959–2002
6СТ-55АПЗ
- Количество аккумуляторов (банок) в батарее
- Назначение: СТ — стартерная батарея
- Емкость батареи, А·ч (55, 60, 66, 77)
- Информация об исполнении батареи: А — с общей крышкой; З — залитая и заряженная; П — сепаратор-конверт из полиэтилена; М — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида; Э — корпус — моноблок из эбонита; Т — моноблок из термопластичной пластмассы
Аккумулятор содержит два полублока отрицательных и положительных пластин, разделенных между собой сепараторами. Каждая пластина состоит из активной массы и решетки, которая служит токоотводом и основой удерживающей активную массу.
Устройство аккумулятора
В верхней части решетки имеется ушко, с помощью которого пластины привариваются к соединительному мостику (баретке), имеющему общий вывод для соединения аккумуляторов в батарею.
Положительная (слева) и отрицательная решетки аккумулятора
Основой материала решеток является свинец с добавками других веществ. Добавление к свинцу сурьмы увеличивает прочность, но приводит к повышенному расходу воды.
Замена сурьмы кальцием уменьшает расход воды практически до нуля, однако снижает устойчивость батареи к глубоким разрядам. Гибридные батареи имеют в составе положительных пластин – сурьму, а в отрицательных – кальций.
Легирование серебром предохраняет свинцовую основу от коррозии и снижает деформацию решеток.
Сепаратор, изготовленный из микропористого кислотостойкого материала, служит для предотвращения замыкания разноименных пластин и обеспечения запаса электролита.
Сепаратор-конверт из полиэтилена
Общие требования маркирования аккумуляторов
Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства. Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ. И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают. Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.
Вне зависимости от производителя и типа аккумулятора, на его корпусе будет указана следующая информация:
- Название бренда производителя, его логотип или значок.
- Основные параметры номинального напряжения товара.
- Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
- Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
- Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
- Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
- Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
- Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.
Маркировка батарей зависит не только от производителя, но и типа устройства. Это связано с тем, что для установки на спецтехнику, легковые и грузовые авто устанавливаются разные АКБ. Кроме этого, на маркировку аккумулятора автомобиля влияет и страна, в которой он используется.
На батареях в обязательном порядке должна быть указана следующая информация:
- Название производителя.
- Номинальный показатель напряжения.
- Емкость аккумулятора.
- Тип устройства, который может указываться в соответствии с требованиями сразу нескольких стандартов.
- Количество элементов питания, установленных в корпусе батареи.
- Дата выпуска, и чаще всего эта информация зашифрована.
- Полярность контактов.
- Предупреждающие символы, число которых зависит от изготовителя.
Что же можно узнать о батарее по маркировке?
Итак, подытожив данные, приведенные выше, маркировка прибора позволит покупателю определить следующие характеристики:
- напряжение девайса;
- его значение емкости;
- параметр тока холодной прокрутки;
- дату изготовления;
- компанию-изготовителя;
- количество банок в конструкции;
- полярность девайса и т.д.
Этих параметров автовладельцу вполне хватит для того, чтобы сделать правильный выбор девайса при покупке. Поэтому каждый автолюбитель, которому нужно купить прибор, должен разбираться в маркировке и расшифровке значений.
Дата изготовления в маркировке автомобильных аккумуляторов
Дата изготовления аккумулятора напрямую влияет, как долго прослужит батарея после покупки. Несмотря на то, что гарантийный срок считается с момента продажи прибора, чем старее батарея, тем скорее она выйдет из строя. Поэтому найти маркировку даты выпуска АКБ важно. Каждый производитель наносит этот параметр на определенном месте. Поэтому в первую очередь необходимо определить производителя. Каждый из них находит собственное место для обозначения даты выпуска и код шифрования сведений.
Для чего требуется знать время создания аккумуляторной батареи
Во-первых это сделано для покупателей. Любому человеку хочется знать, сколько сможет прослужить та или иная аккумуляторная батарея. Также покупатель может с лёгкостью выяснить сколько времени стоит на полках магазинов выбираемый аккумулятор. У всех разновидностей есть свой предельный срок простоя.
Все аккумуляторные батареи имеют саморазрядку. Электроэнергия потребляется даже тогда, когда АКБ не используется.
Свинцово-кислотные разновидности аккумуляторных батарей могут стоять на полках не больше 6 месяцев. Если этот срок превышен, то у источника питания уже начала падать энергетическая ёмкость, а также он мог уйти в глубокий разряд.
Менее прихотливы к этому, новые технологии AGM. Они могут ждать своего покупателя на полках магазина почти год. Дело в особенной конструкции и химическом составе.
Помимо этого, есть ещё одна причина, по которой указывается дата изготовления. Внутри производства иногда случается браковка товара. Для того чтобы провести внутреннее расследование, компания отзывает модели определённой серии и проверяет их. Это сильно облегчает процесс поиска. Без этого способа найти бракованную аккумуляторную батарею практически невозможно.
Определение даты выпуска аккумулятора
Есть правило, установленное специалистами после изучения проблемы, сколько может храниться прибор на складах, в соответствие с датой выпуска на автомобильном аккумуляторе. Установлено, срок хранения разных АКБ не должен превышать:
- свинцовые малосурьмянистые малообслуживаемые – до 6 месяцев;
- необслуживаемые кальциевые – 12 месяцев;
- аккумуляторы Bosch и подобные – 24 месяца.
В задачу покупателя входит определить, где на корпусе аккумулятора стоит дата изготовления. Общего стандарта маркировки нет, каждый производитель помещает информацию в собственном дизайне. Расшифровка найденной даты изготовления аккумулятора временами вызывает затруднения.
Маркировка и обозначение аккумуляторных батарей
Все свинцовые стартерные аккумуляторные батареи, которые производят в России, должны соответствовать требованием ГОСТ Р 53165-2008. В соответствии с требованиями условное обозначение типов батарей устанавливают по следующей схеме:
Блок 1 – указывает на количество последовательно соединённых аккумуляторов в батарее.
Блок 2 — характеризует батарею по её функциональному признаку ( СТ – стартерная).
Блок 3 – номинальная емкость батареи, указанная в ампер-часах, А/ч
Блок 4 – исполнение батареи
Исполнение батареи обозначается следующими символами:
- N – открытая с нерегламентированным расходом воды
- L – открытая с малым расходом воды
- VL – открытая с очень малым расходом воды
- VRLA – открытая с регулирующим клапаном.
Так, например, условное обозначение аккумуляторной батареи с 6СТ-60L указывает, что батарея состоит из 6 последовательно соединённых аккумуляторов общим напряжением в 12В, является стартовой с номинальной ёмкостью 60 А/ч, открытая с малым расходом воды.
Европейские производители присваивают стартерным батареям девятизначный номер – ETN (European Type Number). Схематично это можно изобразить так:
Блок А. Содержит информацию о напряжении и ёмкости батареи.
Для 12-ти вольтовых батарей номинальную ёмкость можно получить вычитая из первых трёх цифр (от 501 до 799) число 500. Например, батарея с обозначением 555065042 имеет ёмкость 55 А/ч ( 555-500=55 А/ч) или батарея с номером 680032100 имеет ёмкость 180 А/ч (680-500=180 А/ч)
Блок B. Три средние цифры ETN-номера указывают на геометрические размеры аккумуляторной батареи, тип газоотвода, конструкцию крышки и крепёжных элементов.
Блок C. Последние три цифры ETN-номера численно равны 10% от тока холодной прокрутки аккумуляторной батареи. Например, если в обозначении АКБ последние три цифры 042, то ток холодной прокрутки равен 420 А.
Американские производители маркируют свои аккумуляторные батареи в соответствии с требованиями стандарта SAE. Где первые две цифры номера обозначают её типоразмерную группу и полярность, а последние три равны току холодной прокрутки при -18?С. Например аккумуляторная батарея с номером А27500 принадлежит к 27 размерной группе (306×173×225 мм), а ток холодной прокрутки, измеренный по методике SAE J537 при температуре -18?С равен 500 А. Или американский аккумулятор American c номером на корпусе 34R770 принадлежит к 34 размерной группе (260×173×225 мм) с обратной полярностью и с током холодной прокрутки 770 А.
Японские аккумуляторные батареи маркируются по внутреннему стандарту JIS. Маркировку японского аккумулятора можно схематично изобразить так:
Блок 1. Ёмкость аккумуляторной батареи измеренная по японскому стандарту, она отличается от европейского и зависит от множества параметров. Согласно этому стандарту ёмкость по японскому циклу измеряется по 5-ти часовому разряду, а европейского по 20-ти часовому. Поэтому для перевода значений ёмкости японского цикла в европейский лучше пользоваться таблицей 1.
Таблица1. Характеристики АКБ японского стандарта.
Аккумулятор | Емкость (Aч, 5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18) | Общая высота, мм | Высота, мм | Длина, мм | Масса, кг |
50B24R | 36 / 45 | 390 | — | — | — | — |
55D23R | 48 / 60 | 356 | — | — | — | — |
65D23R | 52 / 65 | 420 | — | — | — | — |
75D26R | 60 / 75 | 490/447 | — | — | — | — |
95D31R | 64 / 80 | 622 | — | — | — | — |
30A19R(L) | 24 / 30 | — | 178 | 162 | 197 | 9.0 |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 | 225 | 203 | 197 | 11.20 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 | 223 | 200 | 234 | 13.70 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 | 223 | 200 | 230 | 17.80 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 230 | 18.50 |
80D26R(L) | 60 / 75 | 600 | 223 | 200 | 257 | 19.40 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 | 223 | 202 | 302 | 24.10 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 | 228 | 206 | 402 | 28.30 |
40B19 R (L) | 30 / 37 | 330 | — | — | — | |
46B24 R (L) | 36 / 45 | 330 | — | — | — | |
55B24 R (L) | 36 / 45 | 440 | — | — | — | |
55D23 R (L) | 48 / 60 | 360 | — | — | — | |
75D23 R (L) | 52 / 65 | 530 | — | — | — | |
80D26 R (L) | 55 / 68 | 590 | — | — | — | |
95D31 R (L) | 64 / 80 | 630 | — | — | — |
Блок 2. Указывает на размерную группу аккумуляторной батареи. Существует восемь размерных групп от А до Н.
Блок 3. Длина батареи в сантиметрах.
Блок 4. Обозначение полярности АКБ. Так если стоит буква R — полярность прямая, L — обратная.
Для примера расшифруем японский аккумулятор с маркировкой 55D23R. Пользуясь таблицей узнаём, что ёмкость батареи при пересчете на европейский стандарт численно равна 60 А/ч а ток холодного запуска равен 525 А. Также из таблицы узнаём её габаритные размеры. Полярность прямая.
Отечественные батареи
В России маркировка АКБ регламентирует ГОСТ 959-91. Она имеет вид «А Б С Д».
Входящие в ее состав литеры расшифровываются следующим образом:
- А – число элементов питания, входящих в состав батареи;
- Б – тип АКБ;
- С – емкость прибора;
- Д – материал, из которого изготовлен аккумулятор.
В качестве примера можно взять маркировку 6СТ-60 АПЗ.
Надпись позволяет узнать, что это стартерная батарея, емкость которой составляет 60 А*ч.
Она содержит шесть элементов питания (банок).
Последние три цифры указывают на конструктивные особенности аккумулятора:
- А – общая крышка;
- П – сепаратор изготовлен из полиэтилена;
- З – батарея залита и заряжена.
Показатель пускового тока в отечественном стандарте не входит в основную маркировку и обычно указывается отдельно.
Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.
Если вы посмотрите на корпус такого аккумулятора, то можете увидеть буквы:
- А. Этот символ определяет количество банок в конструкции АКБ, каждая из которых способна выдавать примерно по 2 вольта напряжения. Если после буквы А идет цифра 6, это свидетельствует о наличии шести банок в конструкции.
- Б. Этот символ определяет тип АКБ. Если после буквы Б стоит комбинация СТ, это свидетельствует о том, что прибор относится к категории стартерных.
- С. Этот символ определяет значение номинальной емкости в ампер часах. После С должны быть указаны цифры, если 55 — то перед вам аккумулятор емкостью 55 Ач и т.д.
- Д. По данному символу определяется метод изготовления батареи. Кроме того, данный символ позволяет определить и материал, из которого выпущен АКБ (автор видео — канал Автошкола для всех).
Отдельно нужно рассказать о последнем символе маркировки.
Для более правильного определения типа используется такая расшифровка:
- А — свидетельствует о том, что прибор оборудован общей крышкой которой скрыты банки;
- З — говорит о полной заряженности девайса;
- Э — свидетельствует о том, что аккумулятор выполнен в эбонитовом корпусе;
- Т — данный символ говорит о том, что устройство выполнено в термопластичном корпусе;
- М — корпус таких аккумуляторов выполнен из мипласта, то есть полихлорвиниловой смолы»
- П — для производства корпуса использовались полиэтиленовые сепараторы.
Европейский стандарт
5 55 065 042
- Обозначает диапазон значений емкости 12-вольтовой батареи: (5 — от 1 до 99 А·ч; 6 — от 100 до 199 А·ч; 7 — от 200 до 299 А·ч)
- Емкость батареи, А·ч (55, 60, 66, 77)
- Информация об исполнении батареи
- Ток холодной прокрутки (в данном случае 420 А)
Производители из Европы используют обозначения в соответствии с немецким стандартом DIN либо международным ETN.
В результате некоторые параметры совпадают, а часть отличается. Согласно требованиям DIN, обозначение батареи состоит из пяти цифр (560 19), а в соответствии с ETN – имеет девятизначный код (560 059 042).
В каждом из этих стандартов первые три цифры обозначают номинальный показатель емкости АКБ. Определить его значение можно, вычитая из трехзначного числа 500. Таким образом, маркировка автомобильных аккумуляторов 560 19 (DIN) и 560 059 042 (ETN) показывает, что их емкость составляет по 60 А*ч.
Две или три следующих цифры, в зависимости от стандарта, указывают на конструктивное исполнение батареи. ETN предполагает наличие еще одной тройки цифр, обозначающих показатель тока «холодной прокрутки». Для определения этого значения цифры необходимо умножить на 10. В приведенном примере (560 059 042) показатель тока составляет 420 А.
На корпусе девайсов, изготовленных в Европе, помимо элементов конструкции, в том числе индикаторов для определения заряда, могут быть нанесены несколько видов обозначений. Потому что европейские производители имеют право использовать один из нескольких стандартов.
Маркировка может быть как пятизначной, так и девятизначной, начнем с первого варианта:
- Сначала указываются три символа, по ним можно выявить степень емкости прибора. Для более правильного вычисления данного значения следует от цифры, указанной на корпусе, вычесть 500.
- Следующие два символа определяют тип используемого девайса.
Расшифровка европейской маркировки
Если говорить конкретно о типе, то в соответствии со стандартом здесь может быть указана следующая информация:
- способ изготовления девайса при производстве;
- значение вибропрочности;
- метод исполнения девайса, размеры его выводов, использующихся для соединения с бортовой сетью авто;
- тип элементов крепления девайса;
- метод отвода газов по предусмотренной производителем системе вентиляции.
В том случае, если маркировка на приборе будет иметь девять знаков, то расшифровка будет следующей:
- Сначала указывается символ, определяющий диапазон значения емкости аккумулятора.
- Далее, идут еще два знака, по которым можно вычислить значение емкости в соответствии со внутренним диапазоном. К примеру, если первой будет цифра 6, то для того, чтобы точно расшифровать значение, к ней нужно добавить 100 Ач. Если 7, то к этому значению нужно добавить 200.
- Далее, идут еще три символа, по ним можно определить метод конструктивного исполнения. Кроме того, данные цифры позволяют точно выявить определенные материалы, которые использовались для изготовления прибора.
- В конце (фиолетовым цветом на рисунке выше) указываются еще три знака, по ним можно определить 10% от значения тока холодной прокрутки.
Расшифровка маркировки для изделий, выпущенных в США
Американский и азиатский стандарты
А 34 770
- А — автомобильная батарея
- Номер типоразмерной группы и полярность: 34 — 260×173×205 мм, прямая полярность; 34R — 260×173×205 мм, обратная полярность
- Ток холодной прокрутки (в данном случае 770 А) Как расшифровать маркировку АКБ
Азиатские производители используют для обозначения своих продуктов стандарт JIS. Следует признать, что система маркировки довольно сложная, но автовладельцам следует разобраться со всеми нюансами.
Обозначение АКБ азиатских компаний состоит из 6 символов, например, 75В24L:
- Первые две цифры показывают емкость батареи, но номинальный параметр необходимо умножить на специальный коэффициент.
- Литера говорит о форме устройства и соотношение его размеров.
- Две следующие цифры указывают на длину аккумулятора в сантиметрах.
- Последняя литера показывает расположение клеммы «минус» и может иметь лишь два значения – L или R.
Рекомендуем: Как определить уровень электролита в аккумуляторе автомобиля
Чтобы разобраться в маркировке азиатских АКБ, стоит воспользоваться таблицей:
Американские компании чаще всего используют для обозначения стандарт SAE, но возможны иные варианты. Чаще всего маркировка этих продуктов содержит одну литеру и пять цифр, например, А34650.
Расшифровывается она следующим образом:
- Буква обозначает тип батареи.
- Две следующие цифры показывают размеры агрегата.
- Последние цифры – номинальное значение тока «холодной прокрутки» в амперах.
Также на АКБ указывается дата ее выпуска и проще всего расшифровываются обозначения отечественных компаний — первые две цифры показывают месяц, а последние — год производства.
С датой выпуска импортной продукции разобраться значительно сложнее, так как все производители используют собственное обозначение.
Эта маркировка может включать в себя не только месяц и год, но также завод, тип заказа и даже номер конвейера.
Маркировка клемм аккумулятора
Знаки «+» и «-» в аккумуляторе наносятся на сами клеммы. Японские АКБ имеют дополнительную маркировку клемм – Т1 – тонкие, Т2 – клеммы для АКБ высокой емкости, Т3 – особенные, плоские штыри, имеющие отверстие. Часто производители выделяют клеммы цветом: черная – отрицательная, красная – положительная.
Неисправности автомобильных АКБ
К числу основных неисправностей АКБ относят:
- сульфатацию пластин,
- повреждение полюсных выводов,
- отстающие аккумуляторы,
- трещины в моноблоке,
- короткое замыкание,
- ускоренный саморазряд.
Под сульфатацией понимают такое состояние батареи, при котором она не заряжается при пропускании нормального зарядного тока в течение установленного промежутка времени.
Внешне проявляется наличием на поверхности крупных, трудно растворимых при заряде кристаллов или сплошного слоя сульфата свинца.
Нормальная сульфатация
Необратимая сульфатация
Сульфатация возникает в результате несоблюдения правил обслуживания и эксплуатации АКБ.
Сульфатация характеризуется следующими признаками:
- при заряде быстро повышается температура электролита;
- плотность электролита при заряде практически не повышается;
- газовыделение начинается значительно раньше;
- при контрольном разряде ёмкость значительно меньше номинальной.
Причины сульфатации:
- применение загрязнённого электролита;
- длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;
- систематический недозаряд батарей;
- снижение уровня электролита ниже допустимого;
- эксплуатация батарей при недопустимо высокой температуре и плотности электролита.
Частичную сульфатацию можно устранить путем проведения контрольно-тренировочного цикла.
К числу внешних (определяемых визуально) неисправностей относят повреждения полюсных выводов и моноблока.
Трещины в моноблоке устраняют тепловой сваркой, а повреждение выводов путем наплавки.
Отстающие аккумуляторы.
Если в батарее хотя бы один аккумулятор будет разряжаться раньше остальных, то работоспособность батареи определяется именно этим, отстающим аккумулятором.
Для устранения подобной неисправности производят заряд батареи малым током в течение длительного времени (не менее 24 часов).
Короткое замыкание.
Внутренние короткие замыкание в аккумуляторах происходят между разноименными пластинами за счет заполнения наиболее крупных пор сепараторов активной массой («прорастание»).
Характерными признаками короткозамкнутого аккумулятора являются:
- отсутствие или очень малая величина ЭДС;
- непрерывное уменьшение плотности даже во время заряда;
- быстрая потеря ёмкости после заряда.
Ускоренный саморазряд.
Ускоренный саморазряд вызывается следующими основными причинами:
- наличие на поверхности батареи загрязнений, проводящих электрический ток;
- применение воды или электролита, содержащих вредные примеси;
- хранение батарей при повышенной температуре воздуха;
- чрезмерная эксплуатация батареи (в режиме такси).
- https://extxe.com/25631/akkumuljatornaja-batareja-na-avtomobile-ustrojstvo-jekspluatacija-markirovka/
- https://autocentrum.ru/articles/akkumulyatornaya-batareya/18849-harakteristika-i-markirovka-akkumulyatorov-dlya-avto-po-gost-razmery-ves-batarei-i-oboznacheniya-akb.html
- https://batts.pro/markirovka-akkumulyatorov/
- https://warmsteel.ru/akb/batarejki/god-batarejki/
- https://batts.pro/data-vyipuska-akkumulyatora/
- https://akb77.ru/markirovka-i-oboznachenie-akkumulyatornyh-batarej/
- https://ProAkkym.ru/avto/markirovka-akkumuljatornyh-batarej
- https://www.zr.ru/content/articles/793079-kak-rasshifrovat-markirovku-akb/
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.