Напряжение разомкнутой цепи считается основным критерием, отражающим параметры функционирования аккумуляторов. По его значению возможна расшифровка остаточного количества энергии, плотности электролита и температуры его замерзания. На основе этого устанавливают необходимость обслуживания АКБ. Методика измерения весьма проста и не требует дорогостоящего оборудования. Далее рассмотрено НРЦ аккумулятора: что это.
Содержание
Напряжение разомкнутой цепи аккумулятора
НРЦ – основной критерий заряженности АКБ. К тому же по нему судят о плотности электролита на основе соотношения данных показателей. По последнему можно определить температуру замерзания.
- При напряжении разомкнутой цепи аккумулятора от 12,7 В заряд полный, плотность электролита составляет около 1,28 г/см3, его температура замерзания в таком состоянии равна -65°C.
- При НРЦ 12,5-12,6 запас энергии АКБ составляет 75%, плотность электролита – 1,25 г/см3, при которой он сохраняет жидкое фазовое состояние до -50°C.
- НРЦ 12,3-12,45 свидетельствует о том, что в батарее осталось половина энергии. Плотность электролита в таком состоянии равна 1,2 г/см3, и его застывание произойдет при температуре ниже -30°C.
При полной утрате энергии плотность электролита равна 1,1 г/см3. При коротком замыкании она падает на 0,1-0,15 г/см3.
Особо значимо НРЦ в условиях низких температур.
Важно использовать методику для определения НРЦ аккумулятора, расшифровка которого позволяет судить о его состоянии. Замеры осуществляют при холодном двигателе (спустя 4 часа после глушения), отключив одну клемму. Для этого потребуется мультиметр. Прибор устанавливают в режим замеров постоянного напряжения с пределом 20 В. Его щупы соприкасаются с выводами аккумулятора. Допустим разброс значений на 0,01 г/см3.
Пороговым показателем НРЦ для аккумулятора любого типа считают 12,5 В. Значения меньше такого, соответствующего 75% емкости, свидетельствуют о необходимости зарядки батареи. Это объясняется затрудненным запуском двигателя при меньшем остатке энергии.
Энергию восполняют в теплом помещении и оставляют АКБ на выдержку длительностью 10-15 ч. Далее вновь измеряют НРЦ. Оно должно составлять 12,5-12,7 В. Иначе следует отдать аккумулятор на восстановление в сервис (либо заменить).
Для получения корректных значений при измерениях после восполнения энергии требуется следовать методике. Основное условие – осуществление замеров после выдержки в 10-15 ч с момента окончания зарядки. Если делать это сразу после отключения батареи от зарядника, то получится напряжение при заряде. Различие между значениями в конце процесса зарядки и после суток выдержки может составлять 0,5 В. К тому же многие тестеры показывают общее состояние АКБ без отображения числовых данных.
Рекомендуется контролировать АКБ под нагрузкой с применением нагрузочной вилки либо подручного оборудования. В качестве последнего весьма распространены лампы на 40 Вт. Показателем неоптимального состояния аккумулятора считают падение напряжения на 0,6 В и больше при ее подключении.
Существует методика измерения напряжения батареи при функционирующем двигателе. Предварительно нужно сопоставить заряд и НРЦ АКБ, что эти показатели соответствуют, или довести при необходимости до нужного значения. Последнее касается и уровня электролита. Двигатель фиксируют на оборотах в районе 1,5-2 тыс. и включают дальний свет. Измеряют напряжение вольтметром на клеммах.
Оптимальными считают значения в интервале 13,9-14,3 В. Это свидетельствует о стабильном функционировании электроники для обеспечения заряда АКБ. При больших или меньших значениях начинают проверку отдельных узлов.
В качестве профилактических мер по продлению эксплуатационного срока АКБ и сохранению его параметров, включая НРЦ, на допустимом уровне дают следующие рекомендации.
- Регулярная эксплуатация батареи под нагрузкой.
- Контроль состояния элементов бортовой сети.
- Поддержание чистоты корпуса и клемм.
Первая рекомендация особо важна для автомобилей, на которых регулярно совершают короткие поездки. Проверка проводки позволит избежать утечек. Загрязнение клемм приводит к возникновению паразитных токов и ухудшает контакт.
Видео о том, что такое напряжение разомкнутой цепи аккумулятора
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.