Содержание
Для чего нужен аккумулятор
Под аккумуляторной батареей принято понимать специальный механизм, который используется для запуска двигателя и электроснабжения различных устройств в автомобиле. С помощью АКБ можно оптимизировать пики напряжения, которые возникают при запуске двигателя транспортного средства.
Основное назначение аккумулятора — это подача напряжения на свечи зажигания при заведении двигателя. В последующем батарея аккумулирует заряд, полученный от генератора.
На сегодняшний день существуют различные типы аккумуляторов, которые могут использовать в качестве электролита соляную кислоту и гелиевую субстанцию. Гелий увеличивает срок службы батареи, которая отличается лучшими характеристиками, в особенности при отрицательных температурах.
Наибольшей популярностью сегодня пользуются модели автомобильных аккумуляторов с жидким электролитом, которые одновременно сочетают простоту конструкции, функциональность и доступную стоимость.
Нужно лишь определиться с тем, можно ли добавлять электролит в аккумуляторную батарею или нужно заливать исключительно дистиллят.
Какой уход требуется АКБ
Обслуживание автомобильного аккумулятора не представляет особой сложности. Автовладельцу необходимо выполнять следующее:
- Протирать батарею и осматривать корпус на предмет повреждений.
- Зачищать наждачкой клеммы.
- Доливать электролит и проверять его плотность.
- Раз в год выполнять дополнительную подзарядку АКБ.
С таким простейшим сервисом справится каждый, даже начинающий автовладелец, который не имеет какого-либо серьезного понятия о правильности обслуживания аккумуляторов. Обеспечив такой правильный уход, можно быть полностью уверенным в своём автомобиле, который не подведет и заведётся даже в сильный мороз.
Особенности замены
К сожалению, не все автомобилисты знают, можно ли менять электролит в аккумуляторе своего транспортного средства. К тому же, в кругу более опытных специалистов бродят разногласия по поводу необходимости этой процедуры. Существуют два мнения:
- Заменять электролит полностью бесполезно и даже опасно. Лучше покупать новый элемент.
- Замена электролита — залог успешной работы аккумулятора и очень важное действие, которое нужно проводить как можно чаще.
В принципе, оба высказывания имеют право на жизнь.
При наличии финансовых возможностей, покупка нового аккумулятора — отличное решение, так как новая модель будет работать гораздо эффективнее чем старая, даже отремонтированная. Но далеко не каждый владелец авто может позволить себе такое недешевое удовольствие, поэтому остается лишь вовремя заменять электролит и стараться следить за состоянием батареи.
Рекомендуем: Сколько электролита в аккумуляторе 55: литровый объём
К замене жидкости внутри АКБ нужно приступать только при таких обстоятельствах:
- Если она помутнела и потеряла свой базовый оттенок.
- Если на дне появился характерный осадок.
- Если ее уровень сильно снизился. Кстати, в таком случае можно просто долить электролит, но осадок или помутнения должны полностью отсутствовать.
При отсутствии таких проблем осуществлять замену электролита самостоятельными усилиями, не имея надлежащего опыта, категорически запрещено.
Любая ошибка может стать причиной серьезной поломки важных узлов автомобиля, а также снижения эффективности работы аккумуляторной батареи. Но если продуктивность работы узла находится на низком уровне, правильная замена может стать лучшей «реанимацией».
Очистка аккумулятора
Если же автомобилист решился на работу и теперь пытается понять, как поменять кислоту в аккумуляторе, ему важно правильно следовать за пошаговыми инструкциями и поэтапно переходить от одного действия к следующему.
Для начала нужно провести несколько подготовительных мероприятий, а именно — извлечение электролита из банок. Учитывая агрессивность среды, в которой будет осуществляться процедура, начинать ее без применения защитных средств категорически запрещено.
Итак, для повышения собственной безопасности нужно взять:
- Защитные резиновые перчатки.
- Резиновую грушу.
- Тару для слива.
- Ветошь.
Дальше необходимо учитывать руководство и не упускать важных моментов. Чтобы освободить батарею и обеспечить себе доступ к банкам, нужно изъять клеммы и переместить конструкцию на ровную поверхность. Затем следует снять защитную полоску и отвинтить пробки на банках.
Важно отметить, что некоторые модели АКБ не позволяют автомобилистам свободно добираться к банкам, т. к. они являются неразборными. В этом случае придется просверлить в корпусе специальные отверстия, через которые будет подаваться жидкость. Для этой цели применяется дрель.
После выполнения таких действий остается отсосать с помощью резиновой груши старую кислоту, полностью опустошив банки. Ненужную жидкость выливают в любую подходящую тару. На этом этапе важно соблюдать повышенную осторожность: контакт кислоты с кожей может привести к плачевным последствиям. Если же это произошло, важно как можно быстрее обработать пораженный участок кожи мыльным раствором.
Рекомендуем: Как определить емкость аккумулятора автомобиля и продлить службу АКБ
В случае если внутри резервуаров аккумулятора присутствует значительный осадок, нельзя переворачивать его для слития кислоты. Если частицы окажутся на контактах, это может привести к «пробою», после чего восстановление устройства станет практически невозможным.
Если резервуары будут полностью опустошены от старой кислоты, необходимо избавиться от налета и осадка с помощью дистиллированной воды. Как известно, подобная жидкость представляет собой мощный диэлектрик, который снижает риск появления пробоя.
Можно даже осторожно потрясти аккумулятор после заполнения банок, чтобы поднять осадок и остатки старой жидкости. Затем образованную консистенцию выливают.
Подготовка кислоты
Важно понимать, что взять любой электролит и залить его в резервуар нельзя. Для этой цели нужно подобрать специальную кислоту, которая соответствует строгим характеристикам. И одна из них заключается в плотности.
Желательно, чтобы показатель плотности составлял 1,28 г на кубический сантиметр. Для определения точных данных нужно использовать ареометр. Не секрет, что многие магазинные модели обладают плотностью 1,40 г, поэтому на этапе покупки важно уточнить этот момент.
Опытные автомобилисты создают электролит своими руками, но его качество далеко от желаемого и находится на низком уровне. В результате эффективность работы аккумулятора оказывается под угрозой.
Чтобы избежать рисков, лучше приобрести готовую продукцию.
После завершения очистки банок и подготовительных этапов, можно переходить к заливке электролита. В процессе выполнения этого действия применяются:
- Лейка.
- Резиновые перчатки.
- Сам раствор.
Кроме этого, автомобилисту нужно воспользоваться ареометром, который позволит провести предварительную проверку плотности. В идеале она должна быть на уровне 1,28 г на кубический сантиметр. При условии, что отображенный показатель соответствует норме, можно медленно заполнять резервуар, заранее выделив нужное количество кислоты для каждого из них.
Полезная рекомендация: если электроды покрыты налетом сульфата, то его можно удалить посредством добавления в жидкость специальных присадок.
Заполнять резервуары нужно равномерным и постепенным образом, удаляя излишки резиновой грушей. Также их нужно вытирать тканью или салфеткой. Дальнейшее заполнение банок отличается простотой и не нуждается в каком-либо профессиональном подходе. Достаточно лишь определить показатели плотности и постепенно наполнять жидкостью пустые банки.
Если резервуары окончательно заполнены, ни в коем случае нельзя начинать работу с аккумулятором. Лучше оставить его на 24−48 часов в режиме бездействия. Это позволит присадочным веществам окончательно раствориться, а воздуху — выйти наружу. Только после этого можно приступать к зарядке и проверке.
Что из себя представляет электролит и зачем его использовать
С химической точки зрения электролит представляет собой смесь из кислоты или растворенных солей металлов с дистиллированной водой.
Данный раствор обладает следующими свойствами:
- Плотность должна варьироваться в диапазоне от 1,1 до 1,3 гр/см³. Параметр можно измерить самостоятельно при приготовлении раствора с помощью денсиметра или ареометра.
- Однородность. Жидкость должна быть прозрачной, без замутнений и инородных вкраплений.
Важно! При эксплуатации электролит нуждается в периодическом пополнении дистиллированной водой. Если использовать простую воду, то устройство может прийти в негодность во время эксплуатации.
Раствор солей металлов или кислоты с дистиллированной водой необходим в аккумуляторной батарее для накопления энергии. Жидкость является токопроводящей, и именно от ее качества зависят эксплуатационные характеристики АКБ.
Виды, состав и особенности электролитов
В современном мире существует три вариации электролитической жидкости для аккумуляторных батарей. Кислотный, щелочной и корректирующий виды. Чтобы выяснить, какой перед покупателем аккумулятор, необходимо обратить внимание на то, из чего изготовлена батарея, а также на маркированный список. Кислотные виды берут за основу подготовленный пластик. Щелочные виды изготавливаются из разных металлов. Ещё одним вариантом выяснить тип аккумуляторной батареи — это капнуть немного воды в банку источника питания. Если АКБ кислотная, то произойдёт взаимодействие воды с серной кислотой. Различные аккумуляторы.
Кислотный
Этот вид является раствором, разведённой примерно на одну треть, кислоты. А также дистиллированной жидкости, занимающей остальное место в банке. Весь раствор, заключённый в аккумуляторную батарею, производит реакцию с железными свинцовыми пластинками.
От этого происходит вырабатывание и передача тока. У кислотных моделей присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны.
Плюсы кислотного АКБ:
- Коэффициент полезного действия является высоким;
- при нахождении аккумуляторной батареи в покое зарядка теряется значительно дольше;
- при запуске АКБ выдаётся повышенный уровень электрического тока;
- низкая цена.
Минусы устройства:
- плохая переносимость резких изменений температуры воздуха;
- приносит больший вред окружающей среде;
- требует постоянного вмешательства для регулирования параметра плотности.
Модели на кислоте создаются в основном для автомобильного транспорта. Количество заряда хватает, чтобы завести двигатель. Также они делятся на два подвида: с возможностью в обслуживании и необслуживаемые. Первая категория — это обслуживаемые, более распространённая.
В таких АКБ можно без труда заменить электролитическую жидкость.
Достаточно просто открутить крышечки на банках аккумулятора или снять одну общую пластинку, закрывающую колбы. Вторая категория — это необслуживаемые модели.
Отличаются от первой категории тем, что проверить или заменить электролитическую жидкость, просто открутив крышки, не получится. Их поверхность полностью загерметизирована от внешнего мира. Заменить электролит в них возможно, но для этого понадобится физическое вмешательство.
Открытие банок произвести можно, используя сверло и дрель. Необслуживаемые модели аккумуляторов имеют свой гарантийный срок эксплуатации. Когда он закончится, можно поменять раствор. Делается это исключительно, в целях приобретения личного опыта.
Кислотные аккумуляторы.
Щелочной
Аккумуляторная батарея состоит из водного окислителя натрия, калия и лития, которые разбавлены в дистиллированной жидкости. Щелочные виды имеют свои особенности и недостатки.
Преимущества щелочных АКБ:
- внушительное время эксплуатации;
- не теряет свои особенности при резких изменениях погодных условий;
- более благоприятен для окружающей среды в отличие от кислотных моделей;
- выдерживание механических воздействий;
- не требует тщательного ухода в период эксплуатации.
Недостатки:
- ЭДС ниже по сравнению с кислотными моделями;
- нет возможности запустить двигатель с помощью начального напряжения;
- большие габариты устройства;
- высокая цена аккумулятора.
У щелочных батарей множество плюсов, включая долгий срок службы, но несмотря на это их использование сильно ограниченное. Всё из-за большого недостатка, невозможности запустить двигать, используя начальное напряжение.
Корректирующий
Это специальные модели, в которых содержится повышенное количество активных элементов. Они предназначены для урегулирования баланса электролитической жидкости в аккумуляторной батарее. Корректирующие модели имеют свои подвиды.
- твёрдый литиево-калиевый;
- жидкостный литиево-калиевый с разными параметрами плотности;
- жидко-кислотный.
Правильно воспользоваться можно, следуя простым правилам:
- изъять из аккумулятора небольшое количество токопроводящей жидкости;
- добавить в банки аккумулятора столько же корректировки;
- поставить заряжаться аккумуляторную батарею на 30 минут, чтобы необходимые вещества перемешались;
- дать остыть АКБ в течение полутора часов;
- далее потребуется самостоятельно проверить плотность электролита с помощью ареометра и подкорректировать жидкость если это нужно.
Другие виды электролитов
Другие варианты электролита используются крайне редко, и обычным автовладельцам они не пригодятся.
Когда доливать в электролит, а когда воду
Вопрос, чем долить, если мало электролита в банках аккумулятора требует особого освещения. Такие жидкости, как электролит или дистиллированная вода, нужно заливать в аккумулятор правильно. Корпус и воронка должны быть чистыми, заливаемая жидкость прозрачная, без взвеси. Долить электролит водой можно, используя медицинский шприц без иглы, если корректировка требуется незначительная.
В каких случаях можно доливать воду в электролит аккумулятора? Если в одной или нескольких банках уровень электролита в АКБ низкий. Это происходит из-за кипения банок в условиях повышенной температуры или глубокого разряда. Добавлением дистиллированной воды восполняются потери объема, уменьшается плотность электролита, предотвращается скорый износ батареи.
Нужно ли заряжать аккумулятор после добавления воды, или замены электролита? Любое изменение внутреннего баланса требует выравнивания и стабилизации. После изменения концентрации жидкости необходимо провести полный цикл зарядки, убедиться, что аккумулятор не потерял емкость, стабильно напряжение на клеммах, обеспечивает пусковой ток.
Можно ли долить электролит в аккумулятор, если случайно его выплеснули? Как это случилось? Возможно, перевернули прибор. Это один из немногих случаев, когда вытекший электролит заменяют точно таким же и даже температуру подгоняют. Но все равно потребуется подзарядка и проверка плотности.
Посмотрите видео, как правильно долить электролит в аккумулятор. Вода или электролит, что доливать?
Электролит и дистиллированная вода не являются взаимозаменяемыми субстанциями.
Если потребовалось залить дистиллят, пополнять АКБ нужно только им. Заменять его нельзя. Это неизбежно сократит срок службы батареи.
Если потребовалось залить электролита, пополнять АКБ нужно исключительно электролитом.
Электролит в АКБ – это смесь дистиллята и серной кислоты (в соотношении 65-35 %). Основное назначение раствора – подвести ток в момент включения двигателя и поддерживать работу автомобиля с отключенным двигателем (музыка, свет, и др.).
Смесь способна накапливать энергию и передавать электрический ток все время эксплуатации. Изготавливают ее в заводских условиях, но возможно самостоятельное приготовление.
В процессе изготовления серную кислоту (с плотностью 1,4 г/см3) перемешивают с дистиллированной водой (с плотностью 1,0 г/см3).
Итоговая плотность продукта, которая даст возможность полноценно работать батарее по своему назначению 1,27 г/см3. То есть электролит и дистиллят – это два совершенно разных вида. Объединяет их только то, что вода — неотъемлемая часть электролита.
Если плотность не будет в норме, то это приведет к проблемам в эксплуатации АКБ следующего типа:
- Замерзание электролитической смеси при понижении температуры наружного воздуха.
- Снижение функции накопления электрической энергии и ее передачи в необходимом объеме.
- Быстрая разрядка АКБ вследствие неполноценного выполнения работы по назначению.
- Снизится качество работы АКБ в выполнении функций по передаче электрической энергии.
- Срок службы сократится.
Важно! Нужно помнить, что дистиллят и электролит заменять между собой нельзя! Правильный выбор продлит жизнь аккумуляторной батарее. Ошибка приведет к изъятию восстанавливаемой АКБ из пользования и покупке новой, что потребует значительных финансовых затрат.
Что из себя представляет серная кислота для аккумулятора?
По внешнему виду она напоминает масленое вещество со значимым весом. У нее отсутствует запах и она прекрасно растворяется в воде. В процессе изготовления электролита для свинцовых АКБ можно заметить, как выделяется тепло. С таким эффектом происходит растворение кислоты.
Водители для своих батарей применяют кислоту согласно стандарту, ГОСТ 667-83 марки A. Так же в торговых точках имеется кислота повышенной чистоты ГОСТ 142б2-78. Обычно у нее такие характеристики:
- Моногидрат 92-94%.
- Плотность согласно стандарту 1,830 г/см3.
- Примеси до 0,03665 %, (железа 0,012 %, окислов азота 0,0001%, марганца до 0,0001 %, хлора — 0,0005 %, мышьяка – 0,0001%).
Дистиллированная вода для аккумулятора
Без этой воды создать качественный электролит попросту невозможно. Запрещено брать в качестве замены H2O из реки, водопровода, крана, использовать техническую и питьевую. Разрешено использовать конденсат от пара. Но перед использованием нужно провести химический анализ. Процессе, которого следует выяснить уровень железа, а оно не должно быть больше 0,0004%. Кроме этого меди должно быть не более 0,005%.
Чтобы получить заветную жидкость в аптеках, на производстве, больницах, лабораториях используют электронные дистилляторы. Эти устройства доступны и обычному потребителю. Так дистиллированную воду можно получить, используя такие аппараты как дистиллятор HR-01, колонна Вейн Wein, первач эконом и др.
Следует каждые 6 месяцев проверять воду, производимую вашим дистиллятором. Проследите за тем чтобы уровень сухих веществ был следующими:
- Кальций – 1,0 мг.
- Аммиак – 5 мг на литр.
- Сульфатов – до 0,5 г/л.
- Аммония не больше 0,05 мг/л.
- Хлорид не выше 0,02 мг/л.
По мимо этого нужно проверить дистиллированную воду на наличие нитратов, железа, тяжелых металлов. В итоге должна получиться таблица, из которой видно можно эту воду брать для создания электролита или нет. Она должна удовлетворять стандарт ГОСТ 6709-72.
В обычных торговых точках булку воды на 1,5 литра можно прикупить рублей за 20-30.
Приготовление электролита для аккумуляторов
Аккумуляторный электролит это по сути водный раствор H2SO4. Используйте воду и кислоту с параметрами, которые написаны выше. Для заливки и доливки используйте электролит с плотностью 1,18-1,24 г/см3. Возможно вы используете плотность 1,83 г/см3 тогда разделите процесс на два подхода:
- Сначала создайте электролит на 1,4 г/см3. Подождите пока его температура спадет до 20 градусов Цельсия.
- Далее из этого электролита сделайте нужный.
Такой подход не даст сильно нагреться серной кислоте.
Выполнять изготовление электролита нужно в специализированной емкости. Это может быть пластмассовая, фаянсовая или эбонитовая посуда. Свинцовая емкость так же подойдет. Но ни в коем случае нельзя пользоваться стеклянной чашей. Из-за высоких температур она лопнет.
Первым делом нужно налить определенный уровень дистиллированной H2O. После этого следует тонкой струйкой влить нужны объем серной кислоты. При этом данную смесь нужно постоянно помешивать палочкой из стекла. Лучше будет если H2SO4 вы дольете порциями.
Всегда лейте кислоту в воду. Иначе вы получить брызгающий коктейль с летящими во все стороны каплями опасной кислоты. Из-за этого могут быть ожоги на теле и повреждение находящихся вокруг предметов.
Защитный инвентарь для работы:
- Резиновые сапоги.
- Перчатки из этого же материала.
- Специальный суконный комбинезон.
- Очки для защиты.
- Прорезиненный передник.
Ниже вашему вниманию будут представлены специальные таблицы, из которых можно понять какие пропорции следует соблюдать.
Данные соотношений серной кислоты и дистиллированной воды
Для получения плотности 1,4 г/см3 нужно придерживаться данным из 2-й таблицы.
Чтобы получить плотность 1,83 г/см3 воспользуйтесь данными представленными ниже.
Следует воспользоваться ареометром для получения информации о плотности. При измерении температуры градусник не должен содержать элементы дерева или металла. Производить измерения следует, когда градус упадет до 20.
Градиент температуры плотности соответствует значению 0,0007 г/см3 на 1С. Если t выше 20 градусов поправка в расчетах приплюсовывается к измеренным данным плотности. Допустим по факту t находится на уровне 30 градусов, а у нас 20. Тогда разница составит 10 C0. В итоге вот что выходит: 0,0007 х 10 = 0,07 г/см3. То есть к полученным данным о плотности плюсуем погрешность в виде 0.007 г/см3.
Если по факту t 10 градусов разница с указанной выше температурой будет равна 10 C0. 0,0007 г/см3 множим на десять и получаем правку в виде 0,007 г/см3. В этом варианте поправка отнимается из вымеренного показателя плотности при t равной 10 C0.
Запрещено выполнять заливку электролита t более 25 C0.
Основные свойства сернокислотного электролита
Кроме выше описанного следует учитывать еще одно обстоятельство. Взяв один объем кислоты и воды на выходе после смешивания этот объем будет значительно меньше. Получается так что этот параметр так же нужно учитывать при приготовлении электролита. Для этого воспользуйтесь данными из таблицы.
Как определить необходимое количество для АКБ?
Понять, какое количество нужно для пополнения смеси электролитом (при условии, что нужен именно он) или дистиллированной водой (в аналогичном случае) можно следующими способами.
Все измерения нужно проводить при полностью заряженном АКБ.
Визуально
На корпус батареи производитель наносит специальные «риски» min – max. Именно по отметкам на АКБ можно ориентироваться сколько требуется (и чего именно) добавить в смесь. Производя заливку, надо следить, чтобы требуемое количество была добавлена выше минимальной отметки, но ниже максимальной.
Если отметок на корпусе нет, то нужно доливать так, чтобы металлические пластины были покрыты на 1-1,5 см.
Инструментально
Существуют специальные мерные трубочки, с помощью которых можно замерять уровень электролитической смеси.
При отсутствии прибора можно использовать любую стеклянную или пластиковую палочку. Подойдет палочка длиной 20-25 см, толщиной 5-7 мм.
Открыв все банки, в каждой по отдельности нужно замерить уровень. Для этого опустить трубочку до упора и поднять ее. На ней четко будет видно, сколько смеси в банке АКБ.
Доливать нужно до того момента, как уровень будет определяться в высоту 1,5-2,0 см. Если дистиллированная вода долита до нужного уровня, плотность электролитической смеси восстановится в первоначальные параметры 1,27 г/см. Куб. Это необходимо для обеспечения полноценной работы АКБ.
Внимание! Долив в необслуживаемых аккумуляторах не предусмотрен производителем! Доступ к банкам строго ограничен полной герметизацией корпуса.
В видео подробная информация о том, как измерить уровень электролита в аккумуляторе:
После замены электролита сколько нужно заряжать аккумулятор
В самом начале заряжать батарею после замены электролита рекомендуется малыми токами (0.1 А). Для зарядки нужно открутить пробки и подключить ЗУ. Главное, чтобы аккумулятор после замены электролита заряжался циклично, то есть предполагается схема «заряд-разряд».
Данный процесс нужно повторять до тех пор, пока плотность электролита не достигнет нужного показателя. Параллельно нужно следить за тем, чтобы электролит в АКБ не выкипал. На полную зарядку укажет напряжение 2.4 В применительно к отдельной секции или 14-15 В на клеммах батареи.
После того, как будет достигнуто номинальное напряжение, ток заряда следует уменьшить в два раза. Если в течение 2 часов плотность электролита не меняется, тогда можно прекратить процесс зарядки.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством. Из этойстатьи вы узнаете о парамтерах, которые нужно выставлять на ЗУ для правильной зарядки, сколько заряжать АКБ, какими токами и т.д.
Что касается разряда-заряда и цикличности, разряжать батарею нужно, в среднем, до половины емкости, после чего снова производится полная зарядка. Для разряда АКБ к клеммам подключается потребитель (для этих целей можно использовать простые 12 В автолампочки). После подключения производится контроль напряжения батареи, чтобы не допустить глубокого разряда. Когда разрядка достигает отметки 10.5 В, аккумулятор снова ставится на зарядку.
- https://ProAkkym.ru/avto/chto-dolivat-v-akkumuljator
- https://ProAkkym.ru/avto/kak-pomenjat-jelektrolit-v-akkumuljatore
- https://onlineelektrik.ru/eoborudovanie/blokpitaniya/elektrolit-dlya-akkumulyatorov-sostav-i-proportsii.html
- https://warmsteel.ru/akb/akkumuljatory/avtomobilnye/himicheskij-sostav-jelektrolita/
- https://batts.pro/zamena-elektrolita-v-akkumulyatore/
- https://batareykaa.ru/elektrolit-dlya-akkumulyatorov/
- https://o-vode.net/kakaya-byvaet/distillirovannaya/v-akkumulyator/ili-elektrolit-chto-luchshe-dolivat
- http://KrutiMotor.ru/zamena-elektrolita-v-akb-svoimi-rukami/
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.